В Центре Помпиду представили «КОЛЛЕКЦИЮ!+»

Более 100 произведений русского современного искусства пополнили собрание Центра Помпиду и вошли в экспозицию «Коллекция! Современное искусство в СССР и России 1950-2000: уникальный дар музею». Обновленную выставку открыли в понедельник, 27 февраля 2017, при участии коллекционеров, меценатов и художников, благодаря которым Центр Помпиду стал обладателем самой представительной на данный момент публичной коллекции русского искусства за пределами России.

Оригинал материала: ТАСС

«Мы стали обладателями самой крупной в мире коллекции русского искусства среди публичных музеев, за исключением самой России. Ни у лондонской «Тейт», ни у нью-йоркского Музея современного искусства нет пока такой полной и красивой коллекции. Это настоящий интерес, и мы считаем важным продолжать развивать эту часть нашего собрания», - сказал ТАСС со-куратор проекта Николя Люччи-Гутников, который начинал его вместе с директором московского «Мультимедиа Арт Музея» Ольгой Свибловой.

Коллекция плюс

Первая масштабная часть коллекции русского современного искусства была представлена на выставке, открывшейся в Центре Помпиду в сентябре 2016. В нее вошли 250 произведений: часть работ передали коллекционеры, художники и члены их семей, а почти половину помог приобрести Благотворительный фонд Владимира Потанина. Таким образом, во французском музее продолжилась начатая авангардом начала ХХ века линия русского искусства. Среди новых работ - масштабное полотно «Слава КПСС» одного из основателей соц-арта Эрика Булатова от Екатерины и Владимира Семенихиных, «Олег Григорьевич Водопьянов: чья это муха?» Ильи и Эмилии Кабаковых от Николаса Ильина, «Триптих N32» представителя так называемого неофициального искусства Владимира Янкилевского от Фонда Потанина.

Продолжение проекта, которое решили назвать «Коллекция +», объединило более 40 дарителей. В их числе - основательница ярмарки Cosmoscow Маргарита Пушкина с документацией перформанса Андрея Кузькина «По кругу» и коллекционер, глава Tsukanov Family Foundation Игорь Цуканов, который передал работы художников нонконформистов, представителей соц-арта и утопические проекты «бумажной архитектуры».

Также в собрание Центра Помпиду вошли документация перформансов Дмитрия Пригова, Олега Кулика, Комара и Меламида, а группа «Синие носы» подарила в числе других и свою знаковую работу «Эра милосердия». При этом хронологические рамки дара расширились с 1990-х до 2010-х годов, то есть практически до настоящего времени.

Продолжение следует

После того, как выставка 2 апреля завершит свою работу, произведения русского современного искусства не уйдут в запасники, а, как рассказал директор Центра Помпиду Бернар Блистен, будут присутствовать в постоянной экспозиции Центра Помпиду по принципу ротации и дополнят залы с концептуальным искусством. При этом проект продолжит свое развитие и с научной точки зрения. В рамках исследовательской программы «Россия ХХ век» на грант Благотворительного фонда Потанина в Центре Помпиду в течение трех лет будут изучать переданную в дар коллекцию. Планируется перевести на русский язык и издать тексты и статьи художников, искусствоведов и теоретиков современного искусства, провести кинопоказы, встречи и лекции непосредственных участников процесса. При этом мероприятия будут проводится как для специалистов, так и широкой аудитории.

«Задача проекта - посмотреть заново на историю России ХХ века, с 1920-х годов и до сегодняшнего времени, включая советское неофициальное искусство, которое до сих пор структурно не было представлено на международном уровне», - рассказала ТАСС генеральный директор Благотворительного фонда Владимира Потанина Оксана Орачева.

Особое внимание планируется уделить русским художникам-нонконформистам, которые уже долгие годы работают во Франции. Среди них - Эрик Булатов, Оскар Рабин, Владимир Немухин и Владимир Янкилевский.

Благотворительный фонд Владимира Потанина систематически и комплексно занимается продвижением российского искусства в мире. В ближайших планах фонда - совместная с фондом Calvert 22 дискуссия о российском современном искусстве, которая состоится в Лондоне 9 марта, а также поддержка сессии круглых столов в рамках открывающейся 7 марта в ГМИИ им. А.С. Пушкина выставки «Лицом к будущему. Искусство Европы 1945-1968», которая до Москвы была показана в Брюсселе и Карлсруэ.

ПОДРОБНЕЕ О ПРОЕКТЕ

БОЛЬШЕ ФОТО